9 действий коллекторов, после которых можно с ними попрощаться

Каждый пятый россиянин сталкивается с проблемой просроченных обязательств по кредитам, налогам, ЖКХ и перед физическими лицами. Размер долга у большинства из них не превышает полумиллиона рублей, однако, чем больше сумма просроченных обязательств, тем меньше россияне уверены в том, что у них получится их быстро погасить.

Многие банки практикуют продажу долгов коллекторскому агентству. Виной тому может быть отсутствие в штате соответствующих сотрудников, занимающихся проблемными клиентами, а также желание кредитора поскорее избавиться от долгов, ведь они портят качество кредитного портфеля. Коллекторские организации, в свою очередь, порой могут превышать свои полномочия в попытках получить деньги от должника.
Почему не стоит бояться коллекторов и их угроз?

Коллектор — это такой же человек с правами и обязанностями по Гражданскому Кодексу Российской Федерации, как и должник. Для сотрудника коллекторской организации главная цель — заставить неплательщика выплатить долг, даже если у последнего нет абсолютно никакой возможности.

Ст. 6 и ст. 7 ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» от 03.07.2016 г. регулируют отношения коллекторских компаний с должниками.

Недобросовестные представители коллекторских компаний чаще всего давят на неплательщиков психологически: представляются лицам кавказской национальности и угрожают безопасности родственников.

Они сообщают, что сумма долга постоянно растет, что каждый день проценты по кредиту увеличиваются, и что дело будет передано в правоохранительные органы или в суд.

Как правило, такие утверждения не имеют под собой оснований, и условия кредитного договора остаются неизменными даже при уступке вашего долга. Взыскать с должника больше, чем это предусмотрено заключенным договором, невозможно.
После каких действий коллекторов можно прекратить с ними общение на законных основаниях?

Раз и навсегда распрощаться с сотрудниками коллекторских организаций можно в случае, если был нарушен один из перечисленных ниже запретов с их стороны:

  1. Общаться с неплательщиком с 22:00 до 8:00 в будние дни и с 20:00 до 9:00 в выходные.
  2. Звонить чаще двух раз и отправлять сообщения больше четырех раз в неделю.
  3. Воздействовать на заемщика или его близких физически, а также угрожать расправой.
  4. Обращаться к должнику, не называя свои ФИО и не сообщая название коллекторской фирмы.
  5. Оказывать психологическое давление на должника или его родных и друзей, используя оскорбительные и унизительные выражения.
  6. Наносить ущерб собственности заемщика, уничтожать имущество или угрожать сделать это.
  7. Сообщать конфиденциальную информацию о неплательщике третьим лицам.
  8. Вводить в заблуждение заемщика относительно той суммы, которую нужно вернуть, или касательно сроков возврата задолженности.
  9. Запугивать должника ложной информацией о возможности его преследования в административном или уголовном порядке.

Что делать должнику, если коллекторы нарушают закон и его права?

В случае, если вы понимаете, что сотрудники коллекторского агентства начинают превышают полномочия, постарайтесь узнать в разговоре данные, которые вам понадобятся впоследствии. Уточните ФИО и должность того, кто звонит, название коллекторской организации, адрес фирмы, ИНН и ОГРН и пр. Если вы получили SMS с угрозами, не удаляйте их.

По федеральному закону от 03.07.2016 N 230-ФЗ, должник вправе обратиться:

  • в полицию, если есть угроза жизни или должнику подкидывают листовки или письма с угрозами;
  • в Следственный комитет Российской Федерации, если коллекторы открыто вымогают денежные средства;
  • в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, если имеют место угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, что влечет за собой уголовную ответственность. В этом случае необходимо предоставить копии ранее поданных заявлений в другие инстанции.
  • в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор. Представители Федеральной службы запросят у банка и коллекторской компании требуемые документы и займется расследованием дела. В качестве наказания могут быть применены штрафы или административные воздействия, в отдельных случаях фирму могут лишить лицензии.

Доказательством правонарушения со стороны коллекторской фирмы могут стать записи или распечатки телефонных разговоров, смс, а также показания свидетелей. Кроме того, пожаловаться на коллекторов можно в Центробанк и ФССП. Если вам неизвестны название, ИНН и ОГРН кредитора, уточните эту информацию в НБКИ — Национальном бюро кредитных историй. Для этого нужно зарегистрироваться на их сайте.

Общение с коллекторами редко приносит удовольствие, однако не стоит напрасно бояться и переживать, поскольку существуют законы, которые охраняют должников от недобросовестных действий представителей коллекторских фирм.

Обратитесь за консультацией к юристам правового портала, чтобы выйти из сложившейся финансовой ситуации с наименьшими потерями.

Не платил по кредиту 3 года: план действий